?

Log in

No account? Create an account

amarguerite

"Волшебная флейта"

« previous entry | next entry »
Dec. 21st, 2017 | 11:09 pm

Михайловский театр, 19.12.17

Наконец решилась познакомиться с "Волшебной флейтой" Михайловского; в анамнезе - версия Питера Брука, более драматическая, нежели музыкальная.
В постановке Пета Хальмена (русская премьера состоялась в марте 2016 г.), надо признать, драматическая составляющая тоже сильна: избранный (и преобразованный) Моцартом жанр зингшпиля требует от артистов многого - но зато позволяет послушать голоса исполнителей и в обычном разговорном режиме.
Спектакль яркий и очень светлый в смысле оформления. Идея поместить действие внутрь сгоревшей библиотеки герцогини Анны Амалии в Веймаре помогла не только показать смысловые оттенки Тьмы (тёмные стены, пустые полки, неведение и предрассудки, уныние и страх) и Света (белые стены, огни, книги, радость познания), но и остроумно внедрить многочисленную масонско-египетскую символику: уроборос, глаз внутри пирамиды, саркофаг Царицы Ночи и слуги с собачьими головами, пирамида Зарастро и слуги-львы, хор "посвящённых"... Особенно доставляет "невидимая рука масонов", через прорезь в авансцене подающая героям нужный по ходу сцены реквизит.
Костюмы соответствуют сценографии даже по гамме, но здесь "тёмная сторона" разочаровала: прислужницы Царицы (Д. Тарасова и уже знакомые мне Н. Миронова и С. Файнберг) худо-бедно забавны вначале, когда из библиотекарш превращаются в этаких готических демониц, - но сама Царица облачена в нечто чудовищно скучное, фасона "дешёвый люрекс из 90-х". Обидно за главную антагонистку, ей-богу - дьявольскую роскошь требую сюда!
К вокальной части спектакля претензий не имею: прилично звучал и А. Безруков (Зарастро), и С. Кузьмин (Памино; хотя Б. Степанов был бы лучше), и С. Мончак (Памина), и Е. Фенина (Папагена).
С. Москаленко (Царица Ночи), кажется, справилась с обеими знаменитыми ариями; стаккато из второй, главный аттракцион "Флейты", исполнила аккуратно, но видно, что партия недавняя - оркестр притормаживал, подстраивался под темп певицы.
Безусловный джокер всего действа - Папагено: Б. Пинхасович, будучи не только прекрасным баритоном, но и Артистом, явно наслаждается своим комическим персонажем, а также придуманным образом типа "глупый пингвин", дополняя его смешнейшими актёрскими придумками. Например, в отлично исполненном дуэте, на словах о будущих Папагенчиках, из недр птичьей тушки возникает яйцо - откуда незамедлительно вылупляется детёныш, на радость зрителям.
Отдельных слов заслуживают три маленьких солиста (два мальчика и девочка) Детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга: в этой опере дети на сцене не просто создают "мимими-эффект", но полноценно работают наравне со взрослыми коллегами, имея сложный вокальный и драматический материал. Большие молодцы!
После смерти гениального австрийца ходила байка, мол, это масоны на композитора обиделись за высмеивание во "Флейте" их ритуалов, - сейчас, думается, эта сторона оперы забавна, но куда менее актуальна. Масоны, ткскзть, нашего времени - "феминистически ориентированные" дамы - вполне могут усмотреть в спектакле неприкрытое торжество мизогинии - только травить за это, слава богу, уже некого.
А вот кому мы обязаны новыми убогими креслами родом из советских ДК в партере, бенуаре и бельэтаже, живо хотелось бы знать - больно, как за ограбленный родной дом. Осталось только подставки для вёдер с попкорном добавить - и зал будет соответствовать большей части публики, которая не умеет находить место до начала представления и выключать телефон, не знает, что такое увертюра, и громко спрашивает друг друга, почему музыка уже играет, а спектакль всё не начинается...

Link | Leave a comment |

Comments {3}

rozhkova_u

(no subject)

from: rozhkova_u
date: Dec. 22nd, 2017 10:12 am (UTC)
Link

Нда, иной раз такая публика в театре, что аж стыдно за них.

Reply | Thread

Евгений Юрьев

(no subject)

from: Евгений Юрьев
date: Dec. 22nd, 2017 05:16 pm (UTC)
Link

Да, я тоже там был. Немного показалось статично для музыки Моцарта. Он ведь был большой приколист, этот господин, думаю. Но это постановкой передано.

Reply | Thread

amarguerite

(no subject)

from: amarguerite
date: Dec. 23rd, 2017 06:53 am (UTC)
Link

Вы, кажется, даже сидели в том же ряду, что и я - во всяком случае, в первом отделении.
Да, режиссура местами буксовала, что сказывалось на артистах, не очень понимающих, как обыграть эпизод; логику смены декораций туда-сюда прямо по ходу некоторых сцен я не поняла.

Reply | Parent | Thread